категорії: стаття інтерв'ю

Четыре "Я" Лады Лузиной, или Некоторые тайны скандальной киевской ведьмы... 2 часть...

теґи: Киевские ведьмы, Лада Лузина, Светлана Балагула, интервью, Книги

Продолжение....

  Лада Лузина и Владислава Кучерова… Сложносочинённое совмещение в себе Демонов и Ангелов… А так ли это? Как по мне, такая гремучая смесь дорогого стоит! В разговоре с Ладой я поняла важную для себя вещь: жить надо так, как хочешь этого именно ты. И тогда, всё получится. Мечты не сбываются, если в них не верить. Правда, надо не лениться и работать над тем, чтобы они сбылись. Но если работа в радость, то, как сказала Лада Лузина, все мы станем трудоголиками. И мечта каждого засверкает звездой на расстоянии вытянутой руки. Прописные истины простой киевской ведьмы.

 

 — Ваш любимый цвет и фасон? Что Вы не наденете никогда?

 — Я могу всё надеть. Чисто померить или по приколу… Я всё-таки из театрального института. И для роли попробовать или посмеяться, надеть я, наверное, могу всё. Костюм бабы Яги и плафон на голову – без проблем. У меня в этом нет комплексов. Любимый цвет и фасон? У меня тут очень чётко: цвет — белый, чёрный, красный, голубой, расцветка — клеточка, полосочка, горошек, фасон в диапазоне от "Галантного века" до 50-х годов. 70-е — это уже не моё. Могу надеть летом, чтобы поиграться. Почему «моё» с "Галантного века" начинается? "Галантный век" и 50-е с вот этими юбочками – это один и тот же фасон, только в разные века трансформированы. Я очень не люблю фасон, когда скрывают талию. Я люблю, когда талию делают, даже если её нет. Я не люблю "Ампир", когда все женщины похожи на беременных… При каких-то обстоятельствах я могу это надеть, но не люблю. 80-90-е мне не нравятся вообще. И меня потрясает, что они периодически пытаются вернуться. Что там должно возвращаться? Моё время, если локализировать, то это что-то от декаданса. От модерна до 50-х. Очень нравится мне стиль, который сейчас называется  "Панк". Мне интересен стиль, который сейчас чётко сформулирован, как готы. Мне интересно это ещё и потому, что в 18 лет я была готом, только не было этого названия. И я ещё не прописала это в своих произведениях. Человек не выбирает стиль. У меня было несколько моментов, когда я это точно поняла. Я полюбила стиль «Модерн» лет за 10 до того, как я поняла, что такое стиль «Модерн». Когда оказалось, что всё, что я люблю — это стиль «Модерн». Всё, что мне нравится: спектакль Виктюка «Служанки», фильмы, одежда, дома, литература, это всё – стиль «Модерн»...  Ты рождаешься с любовью к какому-то стилю, а не наоборот. Я вот сказала о готах. Ещё до института я рисовала себе карандашом какие-то стрелы-молнии на щеке, мне просто этого хотелось. Чёрные ногти, чёрные губы, вся эта стилистика... Тогда же чёрная помада не продавалась, и я рисовала губы театральным гримом. Мне понятен весь этот интерес, любовь к кладбищу, потому, что у всех этих детей, которых считают придурочными, это не на пустом месте появилось. Это некая внутренняя предрасположенность, которую ты реализуешь так, не потому, что тебе это кто-то навязал, а потому, что вот такие внешние формы это может иметь. Главное — правильно направить. Я очень жалею, что я сильно переросла готов по возрасту, но это то, что мне по-прежнему нравится стилистически.

Четыре "Я" Лады Лузиной, или Некоторые тайны скандальной киевской ведьмы... 2 часть...  

Лада Лузина, Катя Гомон (моя дочь) и я, Светлана Балагула  

 

 — Вы стали такой, какой мечтали быть в детстве? Ваше внутреннее «Я» счастливо?

 — Я не знаю. Большей частью – счастливо! Но я – человек, который только вышел из полуторагодичной депрессии, поэтому, по сравнению с нею, я точно счастлива. На днях я поняла, что у меня бывают депрессии раз в 10 лет. Последняя была в 2000 году. Видимо, очень много всего сошлось: кризис среднего возраста, финансовый кризис, закрылась куча проектов. Как минимум три фильма должны были уже быть… Всё было договорено, куплено, и тут раз-раз-раз, всё закрывается… И это только часть… Очень много всего остановилось, и я полтора года просидела в "состоянии не стояния". В сравнении с этим я очень счастлива. В целом, я очень многого достигла, о чём я мечтала с детства. Я хотела поступить в театральный институт, я поступила. Я всегда хотела славы, быть публичным человеком, я им стала. В той ли мере, в которой я мечтала? Нет, не в той. Очень много есть ещё того, что можно достичь. И, наверное, это хорошо, – есть морковка впереди. Без морковки очень трудно идти вперёд, должна быть какая-то «завлекалочка».

 — В чём смысл жизни? Когда стоит развернуть жизнь на 180 градусов?

 — К сожалению, мне кажется, что 80% людей всегда вовремя не могут развернуть жизнь на 180 градусов потому, что нас не учат реализовываться. У нас нет этого в культуре совсем. Дай Бог, чтобы тебе не вбили в детстве кучу комплексов, которые будут мешать вообще куда-то идти. Нас абсолютно не учат быть счастливыми, не учат танцевать от себя, не учат ставить цели и задачи, но постоянно навязывают какие-то стандарты. И очень тяжело сейчас человеку от этого всего отойти. Классический набор: раньше это было выйти замуж за иностранца, сейчас это — уехать учиться или работать за границу. То есть, уехать из этой страны. А танцевать надо от себя. То, что хочешь именно ты. Никто не говорит, что ты должен быть пасечником или президентом. Это только твой выбор. Твоя задача быть счастливым, неважно, чем ты занимаешься. Если ты счастлив быть конюхом, значит, ты именно это должен делать. Моя главная теория состоит в том, что весь мир не гармоничен только потому, что 80% людей занимается не тем, чем они хотят. Потому, что если бы каждый делал то, что он хочет, вкладывая в это душу, желания, то все были бы трудоголиками, все бы делали свою работу от души. Потому что делаешь то, что хочешь, а тебе, спасибо, ещё и деньги за это платят. Мир был бы иным. Причём, творческая профессия может быть любой. Может быть творческий пирожник, творческий сапожник, творческий чиновник, творческий министр… Все профессии на самом деле творческие. Но то количество шаблонов, которые тебе пытаются вбить с детства… Я не знаю, какое количество людей может это пережить. Мне повезло в том, что мои родители развелись. Папа меня бы точно сломал. Он всю жизнь пытался вбить меня в какие-то рамки. А моя мама была человеком, которая никогда ничего мне не запрещала. Это очень опасная политика, я бы в жизни её не повторила со своим ребёнком. И со мной она могла стать отрицательной, но что-то у нас срослось, и она дала положительные результаты. Я выросла с уверенностью, что можно всё, нужно просто хотеть, собраться… Очень многие вещи я потом сама понимала. Кроме мамы, мне ещё повезло много раз: когда я поступила в институт и встретила своего руководителя курса, когда я пришла в газету «Бульвар» и познакомилась с Димой Гордоном, с издателем… Хотя, в какой-то момент я стала чётко понимать, кого я ищу… Для меня всегда не были первичны деньги, я всегда хотела найти своего идеального начальника. Начальник — это такая же важная часть твоего счастья, как муж или друг. Потому что начальник должен быть твоим партнёром, если это не так, ты несчастлива. Работа занимает огромное количество твоей жизни. В какой-то момент я поняла, что действительно заплатила за это деньгами. Поставив себе цель зарабатывать деньги, я бы их зарабатывала, но занималась совершенно чем-то другим. С моими способностями всегда есть возможность пойти в какие-то другие сферы, и то, что называется – зашибать. Но я не готова платить несчастьем за деньги. Это я знаю точно. По нынешним временам это очень странный выбор, но в какой-то момент я даже поняла, что я деньги не очень-то и люблю. И даже боюсь, чтобы на меня сильно большие деньги свалились. Я – гурман. Я могу влюбляться в города, в вещи... И деньги могли бы меня увести в другую сторону. Может быть, в очень интересную, но в совсем другую.

 — Женская дружба существует. С чего она начинается?

 — Женская дружба точно есть. У меня  — три подруги. С чего начинается она, мне сложно сказать… Я человек, который очень тяжело подпускает к себе. Для того, чтобы оказаться на моей территории, нужно иметь, как говорят, кучу справок от разных врачей. На моей территории нельзя вообще удержаться, если мне кто-то навязывает правила игры. У меня есть чёткие убеждения, что вот я – моя страна, и на моей территории все играют по моим правилам. А если мне пытаются навязать свои, то такого гостя тут же депортируют. У меня есть чёткая формулировка, которую я как-то написала, и с тех пор часто ею пользуюсь: "Нет людей хороших или плохих, есть подходящие и не подходящие лично тебе". Своего человека я чувствую сразу, и даю ему, что называется, испытательный срок. Если он его проходит, то может остаться. Иногда, я своего человека вижу задолго до того, как мы начинаем дружить. Из известных – Андрея Кравчука и Наталию Могилевскую я видела намного раньше «в своих», чем мы начали дружить. Я понимала, что в целом, это мои люди. Если ты понимаешь, что это твоё, то в определённой ситуации это срабатывает, как сцепка. Это такой механизм на самом деле.

Четыре "Я" Лады Лузиной, или Некоторые тайны скандальной киевской ведьмы... 2 часть...  

Лада Лузина — украинская русскоязычная писательница, журналистка, драматург, сценарист, театральный критик. Настоящее имя Владислава Николаевна Кучерова

 

 — Чем Вы заполняете своё личное пространство? Одиночество Вам в тягость?

 — Чем я только его не заполняю! У меня нет с этим никаких проблем. У меня прямо противоположная проблема: как мне освободить хоть немножко времени! И одиночество мне совсем не в тягость. Я люблю одиночество. Мне очень тяжело было, когда я вышла замуж, и у меня его так мало осталось…Я раньше могла 70-80% времени находиться сама с собой, и мне было это интересно. Сейчас мне это компенсирует то, что муж уходит на работу, а я работаю дома, пишу. Потом он возвращается, но всё равно, мне не хватает вечеров.  Вот он недавно уезжал на неделю к маме, и мне было очень легко. Меня не тяготит одиночество. Пространство… Особенно этим летом, я периодически жалею, что меня не четыре. Что нельзя реально разделиться на 4-х, и каждая занималась параллельно разными делами 24 часа в сутки. Да, мне хочется сидеть и писать книжку. Нужно, но и хочется. Но ещё мне очень хочется заниматься дачей, заниматься садом. Ездить по оранжереям, искать розы… Мне очень хотелось летом найти неделю и пожить на даче со своим садом. Я сейчас в таком состоянии любви к своему саду, что когда я приезжаю на дачу, ещё не открыв дверь, ещё сумку не сняв с плеча, я уже бегу в сад и проверяю каждое своё растение по персоналиям. Как оно это растение за эту неделю себя проявило. Хорошо ему? Плохо? Растёт? Не растёт? Нет ли каких-то жёлтых листочков?...  Если бы я не писала, то с удовольствием занималась бы садом. И мне очень жаль, что я не могу делать и то, и то, одновременно… Я стараюсь, но не в том количестве, в котором мне хочется. У меня очень активный период сейчас в поиске каких-то новых проектов. Но опять же, я не могу заниматься всем сразу. Вот третья "Я" этим, с удовольствием занималась бы. Четвёртая "Я" собирает старинные ёлочные игрушки. В этом году у меня будет выставка в музее Булгакова. Я с лета честно начала к ней готовиться. И мне очень нужно было купить немецкую игрушку с Кайзером. Потому, что в романе Булгакова «Белая гвардия»: немцы, Кайзер… И вот я нахожу на eBay эту игрушку, и она так дешево стоит и нет ажиотажа, потому, что лето, а мне просто отказываются её слать… И я смотрю, как она уходит по бросовой цене… Редкая игрушка, её раз в два года найдёшь: немецкая каска, начало века... Я до сих пор не могу смириться с этой утратой. Я занимаюсь поиском ёлочных игрушек, я могу с утра до вечера сидеть на антикварных аукционах, очень люблю по блошкам ходить, очень люблю путешествовать…У меня совсем нет проблемы, чем мне заполнить пространство, у меня есть проблема, где мне взять время на то, что мне сейчас хочется.

Четыре "Я" Лады Лузиной, или Некоторые тайны скандальной киевской ведьмы... 2 часть...  

 — Говорят, что энергия человека в его волосах. Вы останетесь собой, если поменяете длинную косу на короткую стрижку?

 — Мне кажется, что я умру, если поменяю косу на короткую стрижку. Но я думаю подстричься, когда мне исполнится лет 60. Мне очень хотелось попробовать и разные причёски, и разный цвет волос. Быть рыжей, брюнеткой, меньше всего блондинкой, но блондинкой тоже хотелось быть. Вплоть до голубых волос мне хотелось в какой-то период, но с косой это было не реально. Сейчас я не вижу никакого смысла от неё отказываться. Я не знаю, правда ли, что сила женщины-ведьмы в её волосах, как считали во времена инквизиции, но я знаю точно, что я стриженая — это мой страшный сон. Моя бабушка Валя, к сожалению, уже покойная, всю жизнь ходила не с косой, а с длинными волосами, которые она собирала в узел, а когда ей исполнилось 60, она их благополучно постригла, потому, что в этом возрасте  длинные волосы ну точно не нужны. Я думаю, что как раз в этом возрасте самое время начать жизнь с начала, обновиться. Стать такой европейской бабушкой, и попробовать всё то, что ты не попробовал раньше. Всегда интересно что-то приберечь и для этого времени, чтобы не было ощущения, что ты уже всё знаешь, и нет ничего интересного в 60 лет. У меня на 60 будет большая программа, в том числе, и по причёскам.

 — По Вашим книгам можно изучать в школах историю Киева?

 — Историю, я думаю, нельзя. А вот вселять любовь к истории Киева, вызывать желание изучать историю Киева – можно. А это очень важно. Мне бы очень не хотелось, чтобы мои книги оказались в школьной программе, потому что школьная программа, это, как я помню с детства,- обязаловка, и вызывает отторжение. Мне кажется, что они были бы более уместны на внеклассном чтении, потому, что по реакции тех читателей, которые уже есть, люди действительно начинают после чтения этих книг интересоваться историей, ходить по достопримечательностям, замечать соборы и музеи, где они никогда не были. Люди, которые приезжают в Киев, и которые в нём живут, но никогда не были. Это всё действительно происходит. Для этого и написаны мои книги. В качестве «заманухи» для изучения истории мои книги могли бы сослужить большую службу для педагога.

 — Чтобы Вы хотели изменить в мире?

 — Наверное, то главное, что я говорила. То, что 80% людей делают не то, что они хотят. 80% людей по большому счёту не счастливы, поэтому они пытаются отлынивать от того, чего они не хотят. Это первое, а второе — это то, что я, к сожалению, вынесла из написания своих книг. Как сказал Бернард Шоу: "Единственный вывод, который можно сделать из изучения истории,— что люди не делают никаких выводов". И это ужасно! У меня в «Киевских ведьмах. Выстрел в опере» есть Демон, и я представляю себя на его месте: существо, которое может это наблюдать в контексте, живя одну жизнь. У нас есть люди, которые прожили по 100 лет, и видели, как церкви строили, потом разрушали, потом снова строили. Это маразм. Люди бесконечно совершают одни и те же ошибки. И когда на них смотришь, то не понимаешь, как можно вести себя настолько глупо? И как можно, имея учебники по истории, просто делать дубль-дубль то же самое.

Четыре "Я" Лады Лузиной, или Некоторые тайны скандальной киевской ведьмы... 2 часть...  



   Лада осталась в моих воспоминаниях солнечным лучиком, согревающим нас своей улыбкой и мудростью. «И никакая она не ведьма», – хочется написать в итоге нашего разговора. Да только пятна от натурального кофе, который Лада пролила на мою курточку из лайки, исчезли самым невероятным образом сами по себе… А ведь на такой коже и от воды следы остаются… Вот и думай, что хочешь…

P.S. Мы поздравляем Ладу с выходом её новых книг "Киевские ведьмы. Спасти Мастера. Рецепт Императора" в двух томах!!! Увлекательного нам всем чтения, друзья! Спасибо, Лада...

 

Сайт Лады Лузиной  http://www.luzina.kiev.ua/

Разговаривала с Ладой Лузиной Светлана Балагула

Автор фото – Сергей Коденцов

Город Киев, 2011 год